В.Н.Изразцов
СОВЕСТЬ КАК ОСНОВА ГЕОДУХОВНОСТИ И
ГЕОПОЛИТИКИ
в свете Науки
Совести Шакарима
В романе Чингиза
Айтматова «И дольше века длится день»
описан используемый у жуаньжуанов
древний способ превращения человека в
манкурта, получеловека, преданного
хозяину, как собака, способного
выполнять только однообразную работу и
имеющего лишь физиологические
потребности. Для этого человека
связывали и на несколько дней бросали
под палящим солнцем. Его голову
сдавливала надетая на нее высыхающая
шкура верблюда, называемая «шири».
Невыносимые страдания приводили к
умственному помешательству и полной
потери памяти, и даже материнская
любовь была уже не способна вернуть
манкурту человеческое сознание. В
романе сын-манкурт не узнает и по
приказу хозяина убивает собственную
мать. Этот способ в истории
человечества применялся неоднократно
не только в отношении к отдельным
личностям, но и целым народам.
С 1917 года в зарождающейся советской
империи стала разрабатываться парадоксальная
идеология, которая полностью сформировалась к 1922 году,
когда советское правительство
арестовало свыше сотни профессоров,
писателей по обвинению их в
мировоззренческой несовместимости с
официальным политическим курсом и
выслало их из России. В этой группе
оказались лучшие мыслители, такие как
Бердяев, Булгаков, Ильин, Лапшин, Франк,
Карсавин, Лосский и другие. Затем были
опробованы и запущены в серию
идеологические «шири» с задачей
оболванивания всего народа. По форме
эти «шири» преподносились как атеизм и
классовый подход. В действительности
же утверждалась крайняя форма
нигилизма, хотя при этом
декларировались самые высокие идеи.
Тех, кто сопротивлялся, уничтожали,
безжалостно ломали их судьбы.
Тоталитарным режимом было сделано все,
чтобы не допустить пробуждения
национального самосознания наших
народов, национальной идентификации
каждого из них. Пресекались любые
попытки осмысления общенациональной
идеи, основанной на высших
мировоззренческих принципах. Все эти
удары были направлены в первую очередь
против Совести, ибо тьма ненавидит Свет.
Совесть отторгали, вытесняли ее из
жизни, очерняли и подменяли
фальшивками, зверски пытали и
бесчисленное количество раз убивали.
Убивая Совесть, государство, в лице
идеологических и карательных органов,
убивало и свое будущее.
В
чем же корни этого зла? Конечно же, в
человеконенавистнической идеологии
нигилизма, который прорастает на почве
воинствующего атеизма, вульгарного
гедонизма и страха. Нигилизм можно
рассматривать и как богоборческий
всплеск хаоса, как неизбежную реакцию
тьмы на свет, красоту и мудрость. Это
бунт «бессмысленный и беспощадный», о
чем предупреждал Пушкин. Об этом же
предупреждал и Достоевский. Герой его
романа «Бесы» Петр Верховенский
излагает суть нигилизма и планы
будущего переустройства мира так: «Мы
пустим пьянство, сплетни, доносы; мы
пустим неслыханный разврат, мы всякого
гения потушим в младенчестве ... Одно
или два поколения разврата теперь
необходимо: разврата неслыханного,
подленького, когда человек
превращается в гадкую, трусливую,
жестокую себялюбивую мразь, - вот чего
надо!»
И
вот эта бесчеловечная идеология
оформилась и восторжествовала в начале
двадцатого века, но не только в России.
В Европе ее яркой разновидностью
явился тоталитарный фашизм. Какова же
среда, в которой вызрел фашизм? Это
немецкая бюргерская масса, погрязшая,
по словам Гельдерлина, в служении
собственному чреву и собственному
карману. «Совесть, - удивлялись фашисты
на Нюрнбергских процессах, - какая
совесть? Всё, что делали, делали по
убеждению или по приказу». История
показала, что на почве нигилизма
всходят цветы зла, с бесчисленным
количеством оттенков, в частности,
терроризма разных уровней, от
индивидуального до государственного.
Тоталитаризм
принес много бед и на землю Казахстана.
Трагичной оказалась судьба
прекрасного поэта, мыслителя,
миротворца Шакарима. В глубине
Чингизских гор осенью 1931 года он был
расстрелян без суда и следствия
работником местного ГПУ как враг
народа. Тело его было брошено в сухой
колодец, с категорическим запретом
хоронить. Многие рукописи исчезли.
Тридцать лет лежали в забвении останки
великого мудреца, и только в 1962 году они
были перенесены и захоронены рядом с
могилой Абая. Но и после этого еще
тридцать лет не разрешалось издавать
его труды, и даже случайная ссылка на
него становилась признаком
неблагонадежности.
Такие
трагедии происходили не только в
казахской степи. В 1936 году выстрелы
приспешников тьмы зазвучали снова.
Когда в Гранаду вошли франкисты,
комендант заявил, что Гарсиа Лорка
нанес новой власти больше вреда пером,
чем иные пистолетом. 19 августа этого
года в восьми километрах от Гранады
выдающийся испанский поэт был
расстрелян, а все книги поэта были
публично сожжены. Факт его расстрела
долго скрывался, только в 1954 году
произведения Г. Лорки были изданы в
Испании заново. Великий талант и
беззаветное служение людям сделали
судьбы Шакарима и Лорки схожими. «На
земле я всегда буду с теми, у кого
ничего нет», - говорил Г.Лорка. «Я
погибну, ведя к высотам казахов,
разделяя их мысли, словом заставляя
страдать», - писал Шакарим.
Шакарим,
бесконечно любя свой народ, широко
пропагандировал русскую литературу и
искусство среди казахов. И, конечно же,
неслучайно Шакарим считал своим
учителем Льва Толстого, о ком Иван
Ильин писал: «Он является, несомненно,
одним из замечательнейших
носителей совестного акта в 19 веке».
Как бы соразмышляя с Шакаримом, Лорка
писал: «Мне ненавистен всякий, кто
считает себя выше других по одному тому,
что он - испанец. Я брат всем людям и мне
отвратительны те, кто любит Родину
вслепую и приносит себя в жертву пустым
националистическим идеям». Последние
годы Шакарим жил далеко в степи, в
уединении. Еще сохранились остатки
стен его крошечного домика. Он писал,
видимо, о себе:
Не ищет он славы - пустая честь.
Чужды
ему и похвальба и спесь.
И не жесток. Довольствуется тем,
Что у него на первый случай есть.
Г.Лорка говорил об этом
же: «Бедность я люблю больше всего на
свете. Не нищету, измызганную и алчную,
а бедность, благородную, трогательную и
простую, как черный хлеб».
Сегодня
этих двух поэтов, двух граждан мира
объединяет благодарная человеческая
память. Известны такие труды Шакарима -
великого старца Кажи, как «Три истины», «Записки забытого»,
«Мусульманские трактаты» и другие.
Очень жаль, что не все они переведены на
русский язык. Философские воззрения
Шакарима глубоки, обширны и целостны.
По его взглядам, исследователь должен
быть осведомленным в разных религиях и
науках, обладать раскрепощенным
разумом, учитывать преемственность
историко-философского процесса,
выносить на суд народа положения,
которые он считает верными. По Шакариму,
человек - это личность, основу которой
составляет нравственность. Он призывал
ввести науку Совести. Об этом, по его
мнению, «должны в будущем позаботиться
ученые головы. Они должны разработать
данную теорию как дисциплину,
обязательную для всех». В «Трёх истинах»
он пишет: «…если человек в полной мере
уверует в то, что совесть - это
первейшая потребность души, ничто не
сможет сделать его сердце чёрным и
чёрствым». Как духовное завещание
звучат стихи Шакарима:
Нет
до конца плохих, и люди все равны,
Плохие
только те, кто стал рабом мошны.
Когда
в вас совесть есть - к наживе страсть
умрёт.
Пусть
в трудовой семье живут земли сыны.
От
справедливости победы жди всегда,
И
не умрут плоды достойного труда.
Добро
всегда живёт и не умрёт вовек,
А
вот от жадности дождёшься лишь вреда.
Коль
честно разделить дары природы всей,
То
может и земля всех накормить людей.
Труд
в сочетании с любовью создаёт
Благополучие
и счастье наших дней.
Жизнь
тем и кончится, мир будет обновлён,
Насилию
и злу поставим мы заслон.
Будь
справедлив народ, и ты тогда пожнёшь
Плод
своего труда, душою возрождён.
Пусть я умру, за
мной идут потомки вслед,
Их много впереди
ждёт трудовых побед.
Пусть, вспомнив
обо мне, они почтят мой прах,
Продолжат песнь
мою - вот добрый им завет.
Без
приоритета в душевной жизни человека
закона Совести трудно надеяться на
становление национального
самосознания, национальной
идентичности, на вызревание
общенациональной идеи. Однако
безошибочная национальная
идентификация возможна лишь после
идентификации геокосмической. Сначала
необходимо выявить свою природную,
вселенскую идентичность, сердечно
созерцая царства минералов, растений,
животных, а затем устремляя
наполненный любовью взгляд к солнцу и
звездам, к Первоистоку жизни. В этом
совестном акте определяются земные и
космические права и обязанности,
великая ответственность за сохранение
жизни на земле. Именно этот глубинный
смысл заложен в словах «Адам бол» («Будь
человеком»).
От
всечеловека к человеку и снова к
всечеловеку совершает свой спиральный
виток сознание, омываемое волнами
сверхсознания, то есть Совести. Как
многие дома в Спитаке развалились при
первом же подземном точке только
потому, что при кладке их стен «экономили»
цемент, так и нация, не скрепившая свою
Идею «цементом» Совести, не выдержит
даже слабых исторических потрясений.
Не случайно Абай так настойчиво
обращался к таким понятиям как честь,
достоинство, совесть, считая их
качествами, возвышающими человека.
Совесть
- это та могучая плотина, которая
способна преградить путь селям
безнравственности и бездуховности,
сходы которых мы всё чаще и чаще
наблюдаем в жизни многих стран. Совесть
- это и основа нравственной философии.
Наука Совести - это великая мудрость,
сверхзадача которой, как пишет И.Гарин,
- «максимально раздробить истину,
обнажить все её срезы, отказаться от
той претензии на абсолютную
правильность, из которой вырастают все
разновидности тоталитаризма. Чем
полифоничнее идея, тем труднее
оболванить массу, превратить народ в
послушное стадо. Предела на этом пути
нет: предел - это когда число идеологий
сравняется с количеством людей».
Политики
предполагают, что в XXI веке геополитика
постепенно уступит место геоэкономике.
Однако возможный примат экономических
интересов над интересами
политическими не позволит
человечеству уйти от самых острых
проблем, таких как насилие (в любых
формах), нравственный примитивизм и
уничтожение природы. Наука Совести
Шакарима предполагает
примат Совести, то есть примат
геодуховности как основы геополитики,
определяющей в свою очередь
геоэкономику.
Сегодняшняя
нестабильность в мире говорит о
печальном. Высокий интеллектуальный
потенциал современного общества,
однако, не имеющий столь же высокого
уровня в нравственности, не
обеспечивает мудрых экономических и
социальных преобразований. Именно
об этом предупреждает Ч. Айтматов
в романе «Тавро Кассандры»: «Человеку
дана некая абсолютная привилегия на
обладание разумом, на вселенскую
миссию, а если мы не в состоянии активно
осваивать универсум, что от нас
требуется и для чего мы и существуем на
свете, то, стало быть, мы - паразиты, не
оправдывающие своего назначения,
никчемные твари. <…>
сколько нам, человеческому роду дано,
столько же на нас и возложено. И, прежде
всего, возложено: гармонизировать,
совершенствовать бытие, а сюда
включается все, что исходит от нас - и в
помыслах и на практике».
Вытеснение
из нашей жизни совести и в политике, и в
экономике, и даже в образовании и
культуре является фактом намного более
опасным для судеб человеческих, чем
СПИД, онкология, нетипичная пневмония,
опаснее, чем наводнения, землетрясения,
пожары, и другие стихийные бедствия
взятые вместе. Люди с искаженным
пониманием закона Совести, а тем более
погасившие ее спасительный свет в душе,
являются разносчиками самого опасного
вируса - вируса зла и ненависти и
составляют реальную угрозу не только
для Земли сегодня, но и для всей
Вселенной завтра. Почему же зло не
только есть, но и преобладает в мире? В
своей книге «Диалектика божественного
и человеческого» Н. Бердяев приходит к
очень интересным выводам. Во-первых, «борьба
против зла легко сама приобретает
характер зла, заражается злом».
Во-вторых, «доброта вызывает к
себе
пренебрежительное отношение и кажется
неинтересной и пресной. Злость же
импонирует и кажется интереснее и
красивее». В-третьих, «люди борьбы
думают, что злость умнее доброты». Есть
ли в таком случае выход в преодолении
зла? Мыслитель убежден в том, что для
этого «нужно быть в добре и излучать
добро», нужно не истреблять «злых», а
просветлять «злых», ибо «зло можно
победить лишь изнутри, а не одним
насильственным недопущением и
истреблением».
Бердяев
согласен с тем, что должны быть
положены внешние пределы проявлениям
зла. Поэтому он предполагает не только
духовную, но и социальную борьбу.
Социальная борьба, по его мнению, не
может не прибегать к силе в условиях
этого мира. Духовная же борьба может
быть лишь просветлением и
преображением, а не насилием. В
духовной сфере Бердяев видит основную
моральную проблему и наибольшее
отступничество от евангельской истины
в отношении к врагу, которого перестают
считать человеком. Мыслитель выделяет две
противоположные причины, вызывающие зло в человеке:
«Это или образовавшаяся в душе пустота,
вызывающая притяжение зла. Или же это
страсть, ставшая idee fixe, вытеснившая
все остальное и переродившаяся в зло».
Зло для Бердяева есть, прежде всего,
потеря цельности, отрыв от духовного
центра, что и есть уход от Совести.
Нелегко
нести по ночной степи зажженную свечу.
Еще труднее сохранить свет Совести в
жизни каждого дня. Ее очищающее сияние
с радостной благодарностью
принимается всеми живыми душами,
приумножая на земле великое благо. Но
тёмные силы, ненавидящие свет мудрости,
готовы в помрачающей их рассудок
ярости сделать все, чтобы погубить этот
дар Неба. Если же это не удается, то с их
стороны, как и в прежние времена,
проявляется неслыханное коварство с
целью оболгать, унизить или даже
уничтожить тех, чьи сердца пылают
совестным пламенем. Так есть ли на
земле Совесть? Или её уже нет?! Возможно,
она ушла не только не понятая и не
принятая людьми, но и грубо вытесняемая
из всех слоёв ноосферы?! «В шею её, в шею!»,-
слышится рёв её безжалостных гонителей.
А то, что мы ещё чувствуем и понимаем,
возможно, лишь её слабое эхо? Тогда
нужно сделать всё, чтобы вернуть её!
Ведь без света Совести всё
человечество ждёт горькая участь
вселенской сироты, а вернее, «блудного
сына».
Шакарим
говорил о Науке Совести. Именно о Науке,
потому что безнравственность,
наблюдаемая в современной науке, есть
катализатор зла. Удручённый этим в
стихотворении «Что такое человек» он
пишет:
Образованные люди - этот всей
Европы цвет -
Изменить
едва ли смогут мир ученьем и трудом.
Так куда душа девалась, что природа им дала?
Только войско и оружье да торговые
дела —
Вот чем заняты «науки» все
столетья до сих пор,
Позабыв о состраданье в дебрях
яростного зла.
Далеко ль ушёл от зверя одичавший
человек?
Восторгаешься ли новым, что так
щедро дарит век,
Если слабого жестоко сильный будет
угнетать,
Если брат идёт на брата, если брат
для брата тать?
Эта мысль завершается
в стихотворении «О старости» вопросом
к живущим сегодня:
Цари
на войско не жалеют трат,
Готовят
войны к выгоде своей,
Они
друг друга истребить хотят,
Народ же шлёт под пули сыновей.
Изменчив
мир, его круговорот,
И гибнут жертвы столько лет подряд.
Где чья земля? И прав какой народ?
Могильные холмы о том молчат…
«Одна
из причин, из-за которой мы можем быть
уничтожены – это наука без гуманности»,
- предупреждал Махатма Ганди. А сегодня
набатом звучат слова Ч. Айтматова: «За
примерами того, насколько несовместимы
порой наука и совесть, как
взаимосвязаны зачастую наука и
преступления в XX веке, далеко ходить не
надо». Возможно, Наука Совести Шакарима
явится флагманом всех наук в
фундаментальном исследовании
человеческого сознания, в его развитии
и совершенствовании до уровня
всекосмического. Все маяки
человеческой мудрости подтверждают
нам верность этого пути. Наша
конференция, наши слова на ней созвучны
словам Абая. Они обращены в первую
очередь к тем, кто «дорожит честью, кто
любит истину и хочет знать правду».
РАЗМЫШЛЕНИЯ
в
урочище Жедибай* о всех нас
Цветок
сорвала глупая рука -
Закрыло
Солнце тучка огорченья,
Нарушилось
Вселенское теченье,
И не на миг - на
долгие века.
Вот с губ плохое
слово сорвалось -
И содрогнулась
тут же твердь земная.
Вот так живем мы,
суть не понимая,
И потому не
вместе все - а врозь!
Принесшая
прельщения туман,
В
сознание стучится мысль чужая...
Гармонию
души уничтожая,
Клубится
аутический обман.
Где честь и долг?
Где святость и закон?
Где звёздное
души предназначенье?!
Ответа нет! - Лишь
сердца тихий стон...
И дикий хохот
новых развлечений.
Мы
строим нечто, в чем основа - ложь,
И
в чем закон - для избранных нажива.
Мы
умерли давно - давно не живы,
И
правды в общей кривде не найдешь.
А Совести небесные цветы
Увяли, опалившись лютой злобой.
Но все же верь в Звезду и снова
пробуй!
Кто этот крест поднимет, как не ты?!
* Жедибай -
место захоронения Абая и Шакарима
|