А.В.Иванов
ПЛАТОН И СИНТЕТИЧЕСКИЙ ДУХ
СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ
(Материалы Второй
Российской междисциплинарной научной
конференции “Этика и наука будущего”.
Москва, 15-16 февраля 2002г. //Дельфис.
Ежегодник. 2002. С. 11-13)
Для философской и
научной мысли Х1Х-ХХ веков Платон был
фигурой ритуально почитаемой, но
теоретически малоактуальной. Более
того, публично назвать себя платоником
среди профессионального философского
сообщества было делом почти
неприличным, ибо ни одна из
господствующих в Европе и в России
философских школ (от марксизма и
позитивизма до феноменологии и
экзистенциализма) своего иронического
отношения к платоновской
идеалистической метафизике не
скрывала. Ситуация начала радикально
меняться со второй половины XX столетия
по мере вступления науки в так
называемую «постнеклассическую»
стадию, а точнее — в эпоху радикального
антропокосмического поворота, когда
Космос начал всё зримее
обнаруживать неустранимое
человеческое измерение своего бытия, а
человек — свои космические истоки и
предназначение. Сегодня можно уже
вполне твёрдо констатировать факт «платонического
ренессанса» в культуре, равный по своим
масштабам разве что «открытию» Платона
в эпоху Возрождения. Почему сегодня так
актуален Платон? Какие именно
платоновские идеи подтверждают ныне
свою правоту и жизненность?
Во-первых, слово «идеализм»
перестаёт быть ругательным. Сама наука
вынуждена признавать
фундаментальность идеальных начал
бытия. К этому её подводит потребность
в глубокой философской интерпретации
своих основополагающих понятий: «аттрактора»
в синергетике, вакуума в физике, «целевой
детерминации» в биологических науках,
«информации» в целом ряде современных
научных дисциплин, в том числе в
информатике. Анализ последнего понятия
сегодня особенно актуален.
Так, информация,
безусловно, представляет собой
идеальное содержание, отличное от
своего материально-энергетического
носителя, ведь не отождествляем же мы
сообщение по радио с той
электромагнитной волной, которая его
переносит; телевизионное изображение
— с порядком цветовых свечений на
экране; смыслы языка — со звучанием
человеческой речи; а сущность симфонии
— с её нотной записью и даже с
непосредственным концертным
исполнением. Информация есть нечто идеально-сущее,
но в таковом качестве полностью
освобождается от своих материально-несущих
«одежд» лишь в живых актах
человеческого сознания (недаром
справедливо говорят, что сознание есть
оперирование информацией в чистом виде).
Однако при этом ясно,
что информация не есть исключительный
продукт конструктивной деятельности
человеческого сознания. Она —
неотъемлемый и объективный атрибут
законосообразного и упорядоченного
существования Вселенной, независимо от
того, познаёт или не познаёт,
использует или не использует эти
идеальные, то есть несводимые ни к
каким полевым и вещественным
образованиям, закономерности
человеческий разум. Так, материальный
генетический код и без вмешательства (практического
или теоретического) со стороны
человека всегда нёс и будет нести
идеальные сведения об истории
биологических видов и детерминировать
индивидуальные онтогенезы; физические
лучи от далёких звёзд и планет всегда
будут переносить информацию об их
химическом составе независимо от
познающего субъекта; все атомы одного и
того же элемента во все времена и в
любых точках мирового пространства
будут упорядочены одинаковым образом.
Приписать самой материи наличие
объективных информационно-упорядочивающих
структур — значит уже признать наличие
объективных идеальных начал бытия и
покинуть позиции как твердолобого
материализма, так и восходящего к Канту
субъективистского конструктивизма,
всегда чреватого, в своём кратком
выражении, солипсизмом — признанием
своего «я» единственной реальностью.
Информация, стало
быть, есть необходимый и объективный
фактор гармонии мирового целого, но эта
идеальная гармония неотделима от своих
материальных носителей, а также «распаковывается»,
приращивается и сознательно
практически используется лишь мощью
живой человеческой мысли.
Во-вторых,
весьма актуальным оказывается и
платоновское понимание материи,
развитое им в позднем диалоге «Тимей».
Платона и так-то весьма трудно назвать
чистым идеалистом, ибо он всегда
признавал материю — восприемницу
идеальных структур и смыслов — столь
же неотъемлемым началом бытия,
как и творящий мир идей. Кстати,
общефилософскую позицию Платона
вернее всего было бы назвать «монодуализмом»
(если использовать весьма точную
терминологию русских философов Н.Я.Грота,
С.Л.Франка и С.Н.Булгакова), где в основе
мира лежат два противоположных начала (дуализм),
но которые диалектически нуждаются во
взаимном обогащении и
опосредствовании для своего
целостного проявления (монизм).
В «Тимее» эта
монодуалистическая метафизическая
установка великого греческого
мыслителя становится особенно явной, а
материя получает у него новую
интерпретацию и фактически
отождествляется с пространством,
причём с пространством активным, «живым»
и «чувствующим», которое он называет «Кормилицей».
Мы встречаемся здесь у Платона с
психофизическим пониманием материи
как материнского —рождающего и
хранящего —лона Космоса, а не как
мёртвого вещества и поля, откуда —
неизвестно, как и почему — появляются
жизнь и сознание. Именно последний
взгляд был характерен для
плоскоматериалистической науки и
философии двух последних веков, с
которым всегда успешно полемизировала
русская религиозная «метафизика
всеединства» (начиная с В.С.Соловьёва и
кончая П.А.Флоренским), утверждавшая
наличие «тонкой» — софийной —
первоматерии. Эта первоматерия не
видима «оплотнившемуся», по выражению
П.А.Флоренского, телесному земному оку
и не может быть прямо зафиксирована
грубыми физическими приборами,
игнорирующими влияние человеческой
мысли на объект исследования. Но зато
эта первоматерия открывалась «духовному
зрению» Платона и неоплатоников,
праведников и подвижников всех мировых
религий. Для чистого сердца и ума она
всегда была, есть и будет несокрытой. Но
специфика нынешней эпохи как раз и
состоит в том, что эта софийная
первоматерия (или Маteria Prima, в
терминологии В.С.Соловьёва) становится
доступной и для научных экспериментов,
особенно в области физики вакуума.
Другое дело, что для строгой и глубокой
теоретической интерпретации последних
именно обращение к идеям Платона
представляется особенно важным. Как
нельзя более актуально звучат в этой
связи пророческие слова В.С.Соловьёва,
несомненно, навеянные учением позднего
Платона: «Истинный гуманизм есть вера в
Богочеловечество, и истинный
натурализм есть вера в Богоматерию»
[I].
В-третьих,
сегодня совершенно по-новому читаются
антропологические рассуждения Платона.
В свете вновь открывшихся
многообразных фактов о так называемых
«альтернативных состояниях сознания» (переживаниях
состояния клинической смерти,
ксеноглоссии, реинкарнационных
воспоминаниях и т.д.) уже не встречается
грубыми насмешками знаменитое
платоновское учение о метемпсихозе —
переселении души и опыте её
посмертного существования*. Скорее
можно удивляться тому, как долго
официальная наука ухитрялась не
замечать парапсихологических
феноменов, которые в своё время
совершенно серьёзно и фундаментально,
отдавая должное гению Платона,
обсуждали не только П.А.Флоренский и Н.О.Лосский,
но ещё Гегель в своей «Философии духа».
«Вглядываемся в земной человеческий
лик, а в её чертах проступают бездны
Космоса; исследуем душу человека, а она
даёт нам ключ к познанию тайн Вселенной»
— вот вывод, к которому
экспериментальным путём приходит
современная наука о человеке и который
заставляет её вновь, со всей
серьёзностью, отнестись к
психологическому наследию античного
гения.
Но не менее важна и
этическая составляющая
антропологических воззрений Платона. В
мире нет ничего более важного и ценного,
чем благородная и устремлённая к
истине человеческая мысль. Она
предшествует любому практическому
деянию и фундирует, закрепляет его. По
качеству мысли — её ясности, точности и
чёткости, по чистоте устремлений —
должен определяться и социальный
статус человека. Лично обладать такой
совершенной мыслью и быть способным
оценить нравственные качества чужого
сознания — в этом-то и состоит отличие
подлинного мудреца от бездушного
интеллектуала. Здоровым же может быть
названо лишь то общество, которое ценит
своих мудрецов и пророков, не даёт
разгуляться всяческим «маргиналиям» (себялюбцам,
лицедеям, типажам с патологическими и
преступными наклонностями) и не
позволяет поменять полюса высокого и
низкого в культуре. Платон утверждает
здоровую этическую и человеческую
иерархию. И что может быть актуальнее
этого в ситуации, когда именно
патологическая инверсия ценностных
полюсов характеризует жизнь
современной культуры!
Любопытно, что учение
о роли нравственного начала в земном
бытии органически сопрягается у
Платона с учением о перевоплощении. Он
утверждает, что посмертное бытие души
напрямую зависит от пройденного ею
земного пути и накопленных
человеческих качеств. У мудреца и
преступника — разные «небесные судьбы».
В мироздании правит великий
космический закон «нравственного
воздаяния», и каждому в нём суждено
получить по заслугам: не в этом — так в
горнем мире, не в этой жизни — так в
последующей! Разве не изменилось бы
отношение современного человека к его
земным обязанностям, если бы он признал
неизбежный факт расплаты за
совершённые дурные деяния и
необходимость их последующего
искупления. А ведь слишком много
оснований считать, что не могут
заблуждаться тысячелетние религиозно-философские
традиции на Западе и на Востоке,
поразительно схожие в трактовке
сущности человеческой души и факте её
посмертного существования; и что
заблуждалась-то как раз самоуверенная
европейская наука ХVI-ХХ веков,
пытавшаяся объяснить феномен человека
как творческого и духовного существа,
исходя исключительно из его телесной
организации и социальных условий
существования. Здесь совершалась
типичная логическая ошибка: «при
условии — не значит по причине».
В-четвёртых,
как нельзя более современны и
своевременны идеи Платона о роли
аристократического начала в
государственно-правовом устройстве
общества. В условиях кризиса
современных демократических
институтов, причём не только в
развивающихся, но и в развитых странах,
становится вполне понятной
платоновская идея о том, что управлять
государством должны его наиболее
достойные и разумные члены, а не
честолюбцы, случайно пробравшиеся на
вершину политической авансцены. Власть,
по Платону, есть служение высшему, а
не господство над другими людьми во
имя удовлетворения своих низших
импульсов типа сребролюбия и
властолюбия, гордыни или
самодовольства. Платон формулирует
совершенно объективный критерий,
позволяющий отличать подлинного
политика — аристократа духа, служащего
своему народу, от политического плебея,
ориентированного на голое
самоутверждение и жажду власти.
Хороший политик тот, говорит Платон, у
кого есть ценности, безусловно
превосходящие ценность властвования.
Именно такому критерию отвечают, по его
мнению, мудрецы-философы, основывающие
свою власть на внятных им высших
законах Космоса и на велении долга, а не
на волюнтаристском произволе.
В современном
контексте эти платоновские идеи могут
быть истолкованы как весомый аргумент
в пользу включения в политическую
систему общества научного потенциала,
который оказывается практически
незадействованным. Спорадическое
приглашение учёных для разработки
законов в законодательных органах или
для работы в аппарате правительства не
в счёт, ибо здесь нет системы, а
господствуют произвол и вкусовщина.
Академическая и вузовская наука должны
стать полноценным элементом
политической системы государства,
участвуя в выработке и принятии
важнейших политических решений, а
также в их экспертной проверке,
учитывая, что цена политических ошибок
в нынешней исторической ситуации стала
исключительно великой**. Кому же, как не
учёным служить естественным
противовесом безнравственным
политикам и продажным журналистам,
ведь именно учёные воплощают дух
бескорыстного стремления к истине и
верности своему призванию!
Государственный совет должны
составлять не бюрократы и политиканы, а
ректоры классических университетов
России во главе с ректором Московского
университета. Они воплощают интеллект
и совесть нации; за ними стоят
многотысячные коллективы специалистов
и прекрасное знание жизни в своих
регионах.
С «нелёгкой» руки
Карла Поппера — одного из видных
теоретиков европейского либерализма —
Платон был записан в идеологи
тоталитаризма и чуть ли не в апологеты
фашизма***. Однако в условиях, когда
некоторые западные демократии
начинают зримо эволюционировать в
сторону утончённых тоталитарных
режимов (чего только стоят разного рода
ПИАРовские пропагандистские кампании,
целенаправленно обрабатывающие
сознание миллионов людей), как раз
политические идеи Платона оказываются
спасительными. Никакие политические
усовершенствования и «разделения
властей» не спасут общество от
произвола безнравственных политиков,
но один-единственный порядочный
человек способен радикально изменить
ситуацию к лучшему. Так было во времена
Перикла в Древней Греции, так было во
времена Сергия Радонежского на Руси.
Так будет и впредь, недаром о
необходимости органического
восполнения демократических начал
началами аристократическими уже в XX
веке говорили такие разные западные
философы, как Э.Фромм и Х. Ортега-и-Гассет,
отечественные мыслители Н.А.Бердяев и Н.Н.Алексеев.
Подытоживая, можно
сказать: оригинальные идеи Платона (которые
можно перечислять и перечислять)
представляют собой вовсе не
историческую, а самую настоящую
теоретическую ценность. Его тексты —
не архивное достояние, а инструмент для
активизации эвристического
мышления. Он — не музейный экспонат, а
наш живой современник. Возвращение на
новом историческом витке к сокровенной
мудрости Платона — это, может быть,
самый явный и отрадный знак
наступления Новой исторической эпохи,
непосредственными свидетелями и
участниками которой мы являемся.
* Более подробно
взгляды автора на актуальность
платоновских антропологических и
психологических идей изложены в монографии:
Иванов А.В. Мир сознания. Барнаул,
2000.
** Конкретные модели
органического включения
аристократического начала в ткань
современных демократий читатель может
найти в книге: Иванов А.В., Фатиева И.В.,
Шишин М.Ю. Духовно-экологическая
цивилизация: устои и перспективы.
Барнаул, 2001.
*** Это тем более
удивительно, что знаменитая “теория
трёх миров” Поппера – не более чем
стыдливая и внутренне противоречивая
калька с платоновской теории идей.
Литература
Соловьёв В.С. Соч. в 2-х тт. Т. 2.
М., 1988. С. 315.
|